Наша Телега
Выбор цвета сайта
Выбор цвета кнопок
Первый Народный Кинотеатр » Трейлеры и Тизеры » "Три плюс два". Версия курортного романа (06.02.2016)

"Три плюс два". Версия курортного романа (06.02.2016)

Просмотры: 6 524
"Три плюс два". Версия курортного романа (06.02.2016)


Самая легкая и солнечная комедия нашего кинематографа появилась с легкой руки классика советской литературы Сергея Михалкова.

Фильм мгновенно завоевал сердца зрителей и возвел молодых и малоизвестных актеров в категорию всесоюзных звезд.

Как снимали легендарное кино, какие экспромты рождались на площадке и где проходили съемки – об этом расскажут актеры Наталья Фатеева и Геннадий Нилов.

Участники нашего фильма откроют и еще одну тайну. Оказывается, картина была снята в двух вариантах – обычном и широкоэкранном. Некоторые фрагменты "широкоэкранки" не вошли в привычную для нас версию, которая оказалась на 10 минут короче оригинала. Мы впервые покажем кадры, которые никогда не видел зритель, и узнаем, чем неизвестная копия отличается от знакомой.
Производство: ТК "Останкино" , 2014
Автор сценария: Дарья Пиманова
Режиссеры: Иван Цыбин, Андрей Луков
Продюсеры: Дарья Пиманова, Олег Вольнов

У киноленты "Три плюс два", снятой на благословенном Крымском побережье, есть два варианта. Редчайший случай! Самое интересное, что различаются они не только размером кадра, продолжительностью и нюансами актерской игры, но также целыми вырезанными эпизодами, увидев которые, немногие смогут утвердительно ответить на вопрос: "А вы точно полностью видели фильм "Три плюс два"?"

"Эта картина снималась как широкоэкранная, - рассказывает актриса Наталья Фатеева. – Но, поскольку в нашей стране было мало широкоэкранных кинотеатров, особенно в маленьких городах, снимали еще и обычный вариант".

Так уж сложилось, что все эти годы мы смотрим укороченную версию фильма. Техника того времени не позволяла снимать материал сразу в двух вариантах, поэтому актеры вынуждены были проигрывать каждую сцену по два раза. Причем сначала эпизод игрался именно для широкоэкранного варианта.

Пленка с широкоэкранной версией хранилась на Рижской киностудии. Но после распада Советского Союза она долгое время считалась утерянной. И вот случилось чудо: после длительных поисков режиссер Иван Цыбин выяснил, что одна из копий всe же сохранилась в закромах Госфильмофонда в Белых Столбах. Спустя полвека мы вновь можем увидеть этот широкоэкранный вариант.

Знаменитый Сундуков из фильма "Три плюс два" Геннадий Петрович Нилов, как и его герой, обожает рыбалку и дикую природу. Геннадий Петрович уже давно не снимается в кино, но его неподражаемый Сундук, мрачная личность, запомнился навсегда. Так же, как и его обаятельные друзья и партнеры по фильму. Многих из них уже нет с нами, но остался удивительный по своей доброте, неизменно любимый фильм и архив с уникальными воспоминаниями участников съемок о том, как рождалась эта картина. А точнее, две ее версии.

Идея написать эту человечную легкую и солнечную комедию пришла в голову не кому-нибудь, а мастодонту, легенде советской литературы Сергею Владимировичу Михалкову. В конце пятидесятых Сергей Владимирович написал абсолютно не свойственное тому периоду, можно сказать, легкомысленное, совершенно не назидательное произведение под названием "Дикари". Сюжет этот Михалков отчасти почерпнул из личного туристического опыта.

Пьесу Михалкова поставили в Московском театре Ермоловой, и на этом история трех отшельников и двух амазонок могла бы и закончиться. Но в 1962 году киностудия имени Горького обратилась к Сергею Владимировичу Михалкову с просьбой об экранизации "Дикарей". В качестве постановщика был выбран режиссер Генрих Оганесян.

За плечами режиссера Генриха Оганесяна было всего две картины – комедии "Девичья весна" и "Приключения Кроша". "Три плюс два" стала третьей, самой запоминающейся и, увы, последней его лентой.

За два с половиной месяца пятеро актеров во главе с неутомимым режиссером наиграли на 2300 метров кинопленки. Ну и основательно переделали сценарий. Когда получившийся материал увидел Сергей Михалков, он сильно удивился. Поначалу не обошлось без творческих разногласий. В пьесе Михалкова всем героям было аж за 30. Оганесян же захотел сделать их лет на 10 моложе. Первоначально планировалось, что играть будут те самые актеры, которые были заняты в спектакле Театра Ермоловой, но они оказались староваты, и решено было заменить их на более молодых.

Пасьянс из будущих звезд советского кино сложился не сразу. Фильм делали совместно с Рижской киностудией, поэтому многочисленные претенденты на немногочисленные роли были вынуждены проходить отбор в Латвии. Испытание режиссер Генрих Оганесян придумал соответствующее своему характеру, ну и жанру будущей картины: артистам нужно было выговорить название местности, где будут проходить съемки: Клапкалнциемс.

Судя по всему, осилили эту непроизносимую латышскую комбинацию самые талантливые. Хотя сегодня трудно представить, что дикция подвела таких актрис, как Конюхова и Алешникова. Они тоже пробовались на женские роли в этой картине. Так или иначе, ближе к концу лета 1962 года после долгих смотрин была определена счастливая пятерка: Геннадий Нилов (Сундук), Евгений Жариков (дипломат), Андрей Миронов (ветеринар) и две Наташи – Фатеева (укротительница) и Кустинская (актриса). Съемки проходили на пляже под Новым Светом в Крыму.

Приглашение на съемки Оганесян оформил тоже своеобразно. Вживление в образ актерам было гарантировано. После проб начинающий артист Гена Нилов ждал приговора режиссера с большим нетерпением.

"Получаю телеграмму, - рассказывает Геннадий Нилов про свое утверждение на роль. – "Нилову. Вы утверждены. Роль Сундукова в фильме "Три плюс два". Не бриться, оставаться дикарями. От души поздравляю. Оганесян". Сразу и настроение, и на душе легче".

А вот более опытная восходящая звезда Наталья Кустинская чуть было не пропустила съемки. После проб у Оганесяна Наталья Николаевна спокойно уехала в Ленинград работать над другим фильмом под названием "После свадьбы", а про картину "Три плюс два" и не вспоминала – думала, что не утвердили. А на самом деле телеграмма давно пришла, только директор картины, в которой она в тот момент снималась, не хотела передавать ее адресату – боялась, что Кустинская уедет и не будет сниматься. Получив наконец телеграмму, Наталья Кустинская действительно тут же полетела в Крым, а оттуда прислала свою телеграмму: "Адрес такой-то. Когда буду нужна, прилечу".

Съемки начались в конце августа. Мужская половина, то есть Жариков, Миронов и Нилов, к этому моменту уже чуть было не одичала на пустынном побережье, куда сослал их режиссер. Шутник Оганесян был истинным борцом за экранную достоверность. Он отправил актеров на две недели на пляж – загорать. Иногда стайка одичавших актеров все-таки являлась цивилизации. Но и заканчивалось это, увы, не всегда благополучно. В Судаке, где актеры появлялись в общественных местах в одних шортах, их то и дело останавливала милиция. Пришлось выдать актерам справки, что они действительно снимаются в кино.

Актеры и режиссер сочиняли гэги и репетировали по ночам в бильярдной. А в пять утра, на рассвете, уже приступали к воплощению задуманного. Наталье Кустинской пришлось нелегко, ведь вскоре про ее отсутствие вспомнили на другой съемочной площадке в Ленинграде. "Нас будили в пять, с пяти до шести мы на гриме, а в шесть – на съемочной площадке, - рассказывала Наталья Кустинская. – С шести где-то до четырех я снималась в Крыму. Потом летела в Ленинград, ночью снималась там. А рано утром опять садилась в самолет".

К счастью, страдания Кустинской не прошли даром. А вот Наталья Фатеева в тот период была занята лишь в одной картине, но и тут не обошлось без девичьих слез – из-за упреков режиссера. Правда, нужно отметить: когда картина была уже смонтирована, режиссер признался, что был не прав, и извинился перед актрисой.

Нужно сказать отдельное спасибо актерам за создание ощущения знойного лета. На самом деле, погода была не всегда так хороша, как кажется на экране. С наступлением осени водные процедуры становились всe менее приятными.

"В одной из сцен мы танцуем на берегу в ластах и бросаемся в воду, - вспоминает Геннадий Нилов. - Был ноябрь, холодно уже. Но у нас был исходящий реквизит в виде коньяка. Иначе мы бы, наверное, дуба дали в этой воде".

К счастью, горючего было хоть отбавляй. Ведь приютом для съемочной группы стал крымский завод шампанских вин в Новом Свете. Жили актеры прямо над винными подвалами дворца князя Голицына. И, судя по всему, мало в чем себе отказывали.

Главная широкоэкранная версия фильма на целых две части длиннее той, которую мы смотрим сегодня. Там больше импровизации, да и актеров значительно больше, а точнее, актеров массовых сцен, ведь начиналась широкоформатная версия с кадров обо всех прелестях культурно-пляжного отдыха, когда действительно яблоку негде упасть.

Среди людей на пляже была и любимая девушка Гены Нилова, а точнее, его жена Галя. И хотя профессия у нее, прямо скажем, посерьезнее, чем у мужа, инженер-химик, она, приехав на съемочную площадку к супругу, согласилась заодно и сняться в эпизоде. "Это был наш медовый месяц, мы только-только поженились 14 февраля, в день Святого Валентина, 1962 года", - поясняет Геннадий Нилов. А через два года на свет появился еще один актер Нилов, только Алексей, капитан Ларин, у которого, в свою очередь, родились не менее достойные, чем папа и дедушка, продолжатели династии Ниловых. Внучка Геннадия Петровича Елизавета уже достаточно известная актриса и говорит, что актерство у нее в крови и никуда от этого не деться.

Под Крымским солнцем на диком пляже не обошлось и без африканских страстей. Как и Геннадий Нилов, Евгений Жариков приехал на съемки с женой. Как рассказывала Наталья Кустинская, жена Жарикова ревновала мужа к ней и даже бросила ей в лицо бутерброд. Сам Евгений Жариков, впрочем, говорил, что это под него "подбивались клинья", но он "вытерпел всe это дело, и романа не получилось". Первый муж Натальи Кустинской Юрий Чулюкин, режиссер знаменитого фильма "Девчата", тоже был невероятно ревнив. Только ревновал он актрису в основном к другим режиссерам, то есть на профессиональной почве.

Наталья Фатеева о своей личной жизни говорить не любит. Можно отметить только, что на съемочной площадке "Три плюс два" она впервые встретилась с Андреем Мироновым. А он, в свою очередь, никогда не скрывал своего трепетного отношения к этой актрисе. Об одном из самых ярких участников этого фильма, всеобщем любимце Андрее Миронове, сказано и написано столько, что уже и не стоит ничего добавлять. Разве только то, что представить "Три плюс два" без него уже просто невозможно.

Судьба замечательного комедиографа Генриха Оганесяна сложилась трагично. Практически сразу после премьеры своего фильма Генрих Богданович ушел из жизни. Трудно представить себе, что работал он над этой картиной, понимая, что смертельно болен.

"У него был, как выяснилось впоследствии, рак желудка, - рассказывает Наталья Фатеева про режиссера Генриха Оганесяна. - Периодически его мучили ужасные боли, и ночами он не спал". А утром на рассвете измотанный бессонницей режиссер Оганесян находил в себе силы зарядить всю съемочную группу той беззаботной жизнерадостностью, за которую мы так любим этот его фильм.

Генрих Оганесян практически не застал триумфа своего творения. Через несколько месяцев после сдачи картины "Три плюс два", в декабре 1964 года, его не стало. Режиссеру было всего 46 лет. Легкая веселая история, созданная Оганесяном, мгновенно стала кинохитом сезона, возведя актеров в ранг настоящих звезд.

Но, какие бы гениальные сценарии ни писали драматурги, самые неожиданные сюжеты всегда преподносит сама жизнь. Кто мог предположить, что встреча двух любимейших актрис советского кино, Фатеевой и Кустинской, на съемках "Три плюс два" станет судьбоносной? Обе героини никогда не скрывали эту драматическую историю своей жизни. На съемочной площадке Кустинская и Фатеева, можно сказать, подружились, их отношения складывались вполне приятельски. Вот только сюжетная линия жизненного сценария однажды слишком резко повернула. Муж Натальи Фатеевой, знаменитый космонавт и врач Борис Егоров, спустя несколько лет совместной жизни с актрисой в одночасье ушел из семьи, влюбившись в Наталью Кустинскую. Можно только догадываться, что в тот момент пришлось пережить Наталье Фатеевой. Но жизнь порой бывает слишком жестока даже по отношению к суперзвездам, к потрясающе талантливым и красивым женщинам.

После триумфа "Три плюс два" казалось, что жизнь Натальи Кустинской будет всегда похожа на голливудскую сказку. Но, вопреки законам этого жанра, всe внезапно оборвалось. В 2012 году после долгой болезни Наталья Николаевна ушла из жизни. О ее непростой судьбе немало сказано – колоссальный взлет и трагическое падение. Но хочется верить, что, несмотря ни на что, Наталья Кустинская останется в памяти зрителей именно такой удивительно светлой, улыбчивой, обаятельной и немного наивной красавицей блондинкой, какой мы видим ее в фильме "Три плюс два".

Тогда, в 1962 году, невозможно было представить, как по-разному сложатся судьбы пяти молодых талантливых красивых актеров, героев очаровательной безоблачной истории. Для многих из них эта работа осталась самой любимой. Все без исключения вспоминали эти три месяца съемок с удивительной теплотой и удовольствием.

Одна сцена особенно запомнилась Наталье Фатеевой. Ведь после Крыма и Риги актриса поехала сниматься еще и в Ленинградский цирк к знаменитому дрессировщику Вальтеру Запашному. Борец за достоверность Оганесян решил отправить несчастную в клетку к настоящим тиграм. Наталье Николаевне сказали, что тигр будет совсем маленьким, шестимесячным. Но полугодовалый котенок оказался далеко не маленьким и даже свирепым и, когда Наталья чуть ослабила бдительность, попытался укусить ее в плечо. К счастью, не вышло.

Самое обидное, что весь этот героизм Натальи Фатеевой в фильм так и не вошел. Запашный настолько переживал за актрису, настолько крепко держал тигра за ошейник, что всe время попадал в кадр. Пришлось Оганесяну снять Фатееву отдельно и прибегнуть к чудесам монтажа. Правда, в широкоформатной версии эпизод этот снят и смонтирован иначе, чем мы его привыкли видеть.

И еще одна деталь. Музыку к фильму написал композитор Андрей Волконский – именно его имя и значится в титрах. Но, когда дело дошло до монтажа, а проходил он в Риге, выяснилось, что аранжировки композитора абсолютно не устраивают режиссера Оганесяна. Надо было срочно искать выход. Тогда решили пригласить Раймонда Паулса, а тот позвал музыкантов из ресторанов Риги.

"Мы как на концерт ходили в зал звукозаписи и слушали, что они творили, - рассказывает Геннадий Нилов. – Музыка в картине была исполнена совершенно потрясающая".

Фильм сдавался в два этапа. В апреле 1963 года приняли широкоформатный вариант, а в мае - обычный. На студии фильм был встречен без особого восторга, и его удостоили только второй категории по оплате. Но прокат всe исправил. До конца 1963 года "Три плюс два" собрал на своих сеансах 35 миллионов зрителей. В результате фильму присвоили первую категорию. Ну а актерам и группе заплатили премию по 300 рублей каждому. Удивительно, но картину ждал невероятный успех не только в СССР, но и за границей.

Сегодня Сундук, Геннадий Петрович Нилов, вместе с женой Галиной Панкратьевной живет на Ладоге в 150 километрах от Петербурга. Говорит, что с некоторых пор не переносит городской суеты. В 1993 году Нилова после 34 лет, отданных кино, сократили вместе со многими другими артистами Ленинградской студии киноактера. Геннадий Петрович переживал этот период очень тяжело. "После этого я сжег все пленки, афиши почти все, всe сжег и сказал: "Больше моей ноги там не будет", - рассказывает актер. - Тут спросили: "Как вы, тоскуете по кинематографу?" Я говорю, что у меня есть другая любовь – природа. Она мне не изменяет, как бы что ни было".

Фильму "Три плюс два" уже больше полувека. По-разному сложились судьбы его создателей. Многое изменилось, многое ушло навсегда. Крым вернулся. Хочется верить, что улыбки и глаза героев этого фильма будут по-прежнему завораживать, а солнце и морской ветерок, которыми так искусно пропитали авторы эту картину, еще долго будут согревать зрителей многих поколений. Ведь это несерьезная киноистория о самом главном.

"Три плюс два". Версия курортного романа (06.02.2016) смотреть онлайн бесплатно

Комментарии (0)

Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Информация
Правообладателям